Плюсы и минусы электромобилей

Для начала, разберём аргументы сторонников электромобилей.

Экологичность

Логика такая: нет вредных выбросов в атмосферу — значит и вреда, для экологии, ни какого. Всё верно. Но есть несколько нюансов. Во-первых, электроэнергия не берётся из ниоткуда, львиная её доля вырабатывается теплоэлектростанциями. А они, кроме собственно электричества, также генерируют и разные вредные газы, несгоревшие частички топлива и огромное количество паразитного тепла. Про сомнительную безопасность атомных и гидроэлектростанций, думаю, говорить не стоит. Единственная, в данном случае, польза заключается в локализации всего этого негатива в каком-то одном месте, подальше от населённых пунктов. Но о полном отсутствии выхлопных газов говорить не приходится. Во-вторых, производство и утилизация аккумуляторных батарей не является чистым и безопасным для природы и человека процессом. При создании литий-ионных аккумуляторов кроме воды и воздуха в огромном количестве используется раствор бромистого лития, токсичные металлы кобальт и никель. Любой электрохимический элемент со временем деградирует, теряет ёмкость и мощность. Рано или поздно понадобится его замена, а старый придется как то утилизировать. И это самый опасный и вредоносный этап эксплуатации. А в нашей стране с этим совсем всё плохо. Как видим, жизненный цикл батареек не так прост и безобиден в сравнении с классическими способами запасти энергию в виде углеводородного топлива.

Меньший риск нарваться на некачественное топливо. Это, действительно, несомненный плюс электрического транспорта. Приезжая на обычную автозаправочную станцию, Вы до последнего точно не знаете, хорошее зальют горючее, или оно выведет из строя топливную аппаратуру, забьет фильтры, замёрзнет на морозе (актуально для дизеля зимой). С октановым числом тоже как повезёт. Не восьмидесятый и на том спасибо. С электричеством намного проще и безопаснее. И в зарядной станции и в электронике самого автомобиля имеются стабилизаторы, предохранители и прочие системы безопасности. Если сеть не отвечает требованиям блока управления процессом заряда, то и сам этот процесс просто-напросто не запустится. Если вам критично важен фактор экологичности, советуем обратить внимание на электросамокат для бездорожья.

устройство электрокара

Простота и надежность

Электромобиль проще, значит надёжнее. Чисто механических элементов в нём, действительно меньше. Один только поршневой ДВС в обычной машине чего стоит. Электродвигатель проще. Из подвижных деталей только ротор и несколько подшипников. Трансмиссия, в большинстве электричек, представляет собой один единственный редуктор, а иногда и его нет. Существуют модели с моторколёсами. Насчёт электронной составляющей однозначно сказать нельзя. Если сравнивать со старым дизельным автомобилем, в котором из электрики только стартер и фары, а мозгов, как таковых, вообще может и не быть, то электросамокат покажется сложнее. Но в любой современной технике огромное количество ЭБУ, датчиков, систем слежения и прочей сложной аппаратуры. Так что здесь паритет.
Электромобиль дешевле в эксплуатации. В общем-то да. Если посчитать хотя бы примерно, то по средним тарифам 1 километр пути будет стоить около 1 рубля за километр. Это если не учитывать существование бесплатных зарядок. На бензин средняя малолитражка потратит где-то 4 рубля. Разных технических жидкостей в электрокаре меньше, что так же влияет на снижение стоимости владения. Но всё это ровно до тех пор, пока не придёт время менять аккумуляторы за свой счёт. Ещё владельцы отмечают живучесть тормозных колодок и дисков за счёт использования режима рекуперации при снижении скорости.

Потребительские качества

Теперь давайте кратко пройдёмся по потребительским качествам.
Электрическая силовая установка компактнее классического двигателя внутреннего сгорания. Это повышает безопасность при ДТП и увеличивает внутреннее полезное пространство. Батарейки чаще всего находятся в нижней части кузова и равномерно распределены под полом. Это улучшает устойчивость и управляемость при прочих равных. Об этом свидетельствуют многочисленные тест-драйвы.
зарядка электромобилей

Запас хода и продолжительность зарядки

Современный электромобиль на быстрой зарядной станции до полного заряжается примерно за час. От обычной бытовой розетки это время может увеличиться на сутки и более. Как заверяет один известный производитель, на этом мы можем проехать более 500 км в идеальных условиях. В реальности 300-350 летом. Зимой включаем обогрев батареи и салона и сразу же теряем километров 100 пути в овощном режиме. Ещё учитываем, что наша электричка зимой способна сожрать весь заряд на обогрев батарейки за пару недель. Если из города далеко не уезжать, то и проблем больших не возникнет. Но давайте примерно посчитаем, сколько времени понадобится, чтобы проехать хотя бы 1000 км. Страна у нас большая. Среднюю скорость по трассе примем 80 километров в час. 350 км проедем за 4,375 часа. Дальше – на зарядку. Если нам повезло, то займёт это один час. Едем дальше. 350 км и опять ищем мощный зарядник. Ещё час. 300 км и приехали. Скорее всего без особого запаса хода.

Итого: 12,5 часа на сам процесс передвижения и минимум 2 часа «заправку». А что делать, если по маршруту нет быстрых станций? Тогда время в пути может растянуться на несколько суток! А если и обычных розеток не найдётся? На бензиновой машине, что бы влить в бак топлива на 1000 км понадобится пара минут. И, если очень надо, можно будет проехать это расстояние без остановок. Единственный минус ¬– за горючее надо платить, а электричество может достаться бесплатно. Хотите поехать туда где нет заправок – берёте полные канистры. Обсохли по дороге? Любая ёмкость, пригодная для бензина и до АЗС, автостопом или пешком или звоним кому-нибудь. В общем, вариантов с обычной машиной куча.

Выводы

Какой можно сделать вывод. Электромобиль отлично подойдёт городскому жителю, не собирающемуся на нём далеко ездить по нашей необъятной стране. С сегодняшней слаборазвитой инфраструктурой нет никакого смысла рисковать такой покупкой с вероятностью остаться с нулевым зарядом посреди трассы зимой, где-то в Сибири. Будущее ли это автопрома? Несомненно да. Такой транспорт позволит вздохнуть жителям больших густонаселённых городов, утопающих в многолетнем смоге. Но пока слишком много проблем. Утилизация, малый запас хода, долгая зарядка, слабая инфраструктура. Поэтому, в качестве основного средства передвижения, старый добрый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания ещё надолго останется в приоритете.